Tiger blog

Блог тигра

Как избежать недопонимания: зачем нужно ТЗ для сайта

Принцип Мерфи «Если вас могут понять неправильно, вас обязательно поймут неправильно» работает всегда и везде. А вот нам с вами из-за него приходится непросто. Выход один — работать строго по техническому заданию, ТЗ, брифу — называйте как хотите, главное суть поймите.

 
Интересный факт! Имея перед собой заполненную анкету, в которой изложены все пожелания к будущему проекту (сайту, дизайну, контенту), специалист тратит на выполнение заказа в среднем на 30-40 рабочих часов меньше и сохраняет цвет более 1000 волос на своей голове.

Что такое техническое задание, зачем оно нужно и как работает

Что ж, обо всем по порядку.

Техническое задание (он же бриф) на разработку сайта — это документ, в котором описаны все согласованные между заказчиком и исполнителем требования к будущему проекту — сайту, порталу, сервису, CRM- или ERP-системе. Естественно, чем четче, подробнее и понятнее определены все пожелания, тем проще обеим сторонам будет поймать одну волну и прочувствовать настроение друг друга. В результате — готовый проект, выполненный в срок, без лишних нервов, чашек кофе и, конечно, довольный заказчик.

Зачем ТЗ клиенту?

  • Чтобы наглядно понять, за что он платит и что получит в итоге — продумать структуру и взаимодействие составляющих элементов. Да и изменения на этом этапе внести гораздо проще, чем на всех последующих.
  • Чтобы убедиться в профессионализме исполнителя. Особенно это заметно в процессе обсуждения уже самого ТЗ. Нам кажется, задуматься стоит если а) в вас кидают один термин за другим, смешивая их между собой и переставляя буквы от незнания, и б) если члены команды не настроены на диалог.
  • Чтобы сверить уже готовый продукт с требованиями, указанными изначально и, в случае жестких несоответствий, иметь документальное подтверждение правоты.
  • Чтобы узнать примерную стоимость разработки. Здесь сложности всегда связаны, в первую очередь, с проработкой сложного функционала, цена которого зависит от использованных элементов и функций.

Зачем ТЗ специалистам веб-студии?

  • Чтобы точно понимать, чего хочет заказчик. И это основной фактор, влияющий на успех проекта! Перед заполнением брифа (технического задания) клиенту задают множество вопросов, показывают наиболее актуальные функциональные элементы, предлагают уже проверенные на опыте решения.
  • Чтобы быть уверенным в том, что через неделю предпочтения не изменятся. ТЗ — заранее оговоренные границы вашего творчества. Так что, если в ходе работы предложение «добавить маленькую прикольную фичу» перейдет в разряд «нужно, чтобы мой лендинг продавал не хуже Amazon», вы смело можете закрывать глаза и напоминать клиенту о техзадании, в соответствии с котором работаете.
  • Чтобы показать, что заказчик выбрал вашу команду не зря. Да, в ходе диалога существующие сомнения можно и развеять, и усугубить. Понятно, что второй вариант — не подходит, а вот решение первого зависит только от вас и вашей экспертности. Покажите клиенту, что вы знаете все об отрасли, в которой работаете!
  • Чтобы облегчить и ускорить процесс работы. Для команды ТЗ — своего рода Библия. Так что, согласитесь, зачем тратить время на бесконечные разговоры с посредниками, если прямо перед вами лежит первоисточник?

Как грамотно составить ТЗ для будущего проекта: от слов к делу

В общем смысле фразу «Сделайте сайт про мой ресторан» тоже можно считать техническим заданием. Но вот грамотным — вряд ли, хотя бы потому что заказчик совершенно никак не ограничил разработчиков в действиях. На основе такого ТЗ можно разработать обычный лендинг, но где вероятность, что задуман был именно он, а не, например, большой многостраничный корпоративный сайт с услугами и блогом? Её нет.

Согласитесь, такие формулировки — пустая трата времени, клиент никогда не останется довольным (помните принцип Мерфи, с которого мы начинали?). Так вот, чтобы избежать путаницы и лишних действий TigerWeb предлагает вам раз и навсегда разобраться со структурой четкого ТЗ. Выглядит она так:

  • Основная информация о проекте и целевой аудитории бизнеса. Цели и задачи, которые должен выполнять будущий сайт.
  • Подробное описание будущего функционала и верстки.
  • Структура сайта, его страницы и взаимосвязи между ними.
  • Контент, которым должен быть наполнен сайт в момент сдачи проекта.
  • Особенности дизайна (по желанию).

Всего пять пунктов, каждый из которых — маленький шаг к созданию идеального ресурса для клиента, и хорошего примера в портфолио — для заказчика. В этой истории нет места лени.

А если все-таки без ТЗ — может, рискнуть?

Увы, это не случай благородного риска. Хотя шампанского вам однозначно выпить захочется…



Работа без ТЗ — испытание для каждого члена команды. Бесконечные дискуссии с заказчиком, сорванный дедлайн и миллионы нервных клеток, которые пали смертью храбрых. Конечно, такие же ситуации случаются и с четко прописанным техническим заданием, но, поверьте, намного реже. Здесь уже другой фактор роль играет — человеческий.

И кстати, по опыту, на начальных этапах вы все равно не сможете учесть всех мелочей, поэтому доработки будут в любом случае. Но куда более спокойные и незначительные.

Разработка
08 сентября 2020
Начнем охоту
Нацарапайте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Ваше имя
Телефон
E-mail
Сообщение
Царапнуть заявку
Нажимая на кнопку «Царапнуть заявку», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
T i g e r
h u n t i n g