Прежде всего стоит оговориться, клиентское SEO и аудиты – это часть рутины SEO-специалиста.
Когда клиент хочет заказать продвижение, необходимо точно понять может ли SEO-cпециалист быть полезен, в чем заключаются проблемные моменты ресурса и вообще есть ли они. Консультация по вопросам продвижения – также часть обязанностей специалиста. Исходя уже из такого короткого перечня обязанностей SEO-специалиста, становится понятно, что ему нужны хорошие инструменты, которые будут быстро, точно и недорого предоставлять всю необходимую для работы информацию.
Экспресс-аудит – это сбор главной информации, её оценка и небольшой отчёт с иллюстрациями, всё это готовится за пару часов.
Что нам не понадобится?
- Скорость работы сайта, которая оценивается при помощи Google Speed;
- Ошибки и валидность разметки HTML. Соотношения контента и кода, наличие микро-разметки, кол-во знаков в тайтлах и т.д.;
- Поверхностный анализ ссылочной массы;
- Автоматическая проверка семантики и текстовых факторов;
- Показатели юзабилити.
Инструменты для проведения SEO-аудита
Начнём с того, что всем известный bertal.ru проверяющий редикерт, redbot.org оценивает кеш, комбайны: cy-py.com, pr-cy.ru, megaindex.com и все аналоги вышеперечисленного – всё еще актуально использовать. Но с этого года уже можно пересмотреть свой набор инструментариев для того, чтобы проводить аудиты более развернуто, с большей скоростью и учитывая новые реалии. Проведя тесты и анализируя рабочие процессы можно выявить несколько сервисов, которые хорошо справляются со своими задачами.
- Webpagetest.org
Бесплатный сервис, он поможет провести оценку тех. Характеристик сервера и сайта, учитывая при этом заданную точку мира, устройства и user-agent. Сколько данных использовать – решать конечно вам, но рекомендуется обязательно оценивать TTFB (первичный отклик сервера) и количество запросов, и тип сервера. Это поможет быстро понять, в каком техническом состоянии находится сервер, кеширование, общее представление о проблемах с быстродействием. - Screaming Frog SEO Spider (либо аналогичные сервисы)
При помощи этого инструмента вы сможете получить полную картину технического состояния ресурса, настройки сканирования, найти дубликаты, проблемные места с контекстом и многое-многое другое.
Но есть проблема, если вы захотите парсить HTML (многие это делают), то средний ресурс в 40-60 тысяч страниц, может парсится около 6 – 8 часов и это на достаточно мощной машине. Конечно для экспресс-аудита, парсинг вовсе необязателен, если у вас присутствуют сервисы на подобии «Либрики». - Labrika.ru
Это относительно новый инструмент, и не многие SEO-специалисты им пользуются, по некоторым его возможностям – аналоги на ум не приходят. Наличие «нехорошего» контента в других сервисах мы не видели. Тут присутствует интересная механика – блок оценки коммерческих факторов и их важность в заданном сегменте.
Сервис платный, но не дорогой. Многие для начала выбирают тариф «Бизнес» - его функционала вполне хватает. - Keys.so
Если вы пользовались Spywords.ru для анализа ранжирования сайта, то keys.so будет для вас очень приятным открытием с расширенным функционалом. Во время аудита вы за считаные минуты сможете увидеть по каким позициям сервис на высоте, а по каким – на дне. - SEO SpyGlass
Этот инструмент распространяется по условно-бесплатной модели, поможет вам оценить ссылочный профиль: количество ссылок, домены, анкоры, риск попадения под фильтры. По возможностям сравнима с AHREFS. В условиях экспесс-аудита, это то, что нужно. - Ru.megaindex.com
Можно использовать как текстовый анализатор и инструмент оценки конкурентов. Динамика изменений топов за нужный период – присутствует. Для аудита на скорую руку вам будет достаточно и бесплатного тарифа. - Arsenkin.ru/tools/
Это довольно известный сервис при проведении аудитов, но его можно использовать с непривычной стороны. Например, при помощи «переоптимизации» можно быстро, а главное, бесплатно оценить позиции ресурса в Яндексе по определенным запросам и определить какие проблемы есть у целевых страниц.
Пожалуй, на инструментах мы закончим. Теперь перейдем к практике.
Как провести быстрый SEO-аудит
В качестве примера возьмем ресурс студии озвучивания КупиГолос. Студия является топовой в своей сфере и голоса их актеров-озвучки, и дикторов вы наверняка слышали не только в рекламе но и дубляже известных фильмов.
Первым делом используем «Screaming Frog SEO Spider», процесс парсинга, проверки контента, нечеткие дубляжи с настройками порога 80%. Процесс довольно время затратный, поэтому с него мы и начинаем.
Переходим к keys.so, анализ в Яндекс-Москва. Тут наша цель определить видимость сайта в Яндексе как наиболее выгодный в коммерческом плане поисковик. Помимо прочего, мы получим список ключей, которые потребуются нам далее при настройке «Либрики». Мы знаем, что либрика и сама может подобрать ключи, но тут наша цель выбрать наиболее важные коммерческие ключи и keys.so в этом поможет.
Далее на очереди «Librika». Начинаем новый проект: настраиваем поисковики, кол-во страниц сканирования и анализа, вставляем важнейшие ключи и запускаем. Для полного анализа нам понадобится примерно 1000 страниц и до пяти ключевиков. Таких данных будет достаточно. Если же встретятся какие-то необычные данные, можно использовать доп. средства.
И последнее, но не по важности – оценка настройки и возможностей хостинга. Для этого будем использовать «webpagetest.org» В качестве нашего тесового сервера выбираем то, что ближе к нашей родине, например: Швеция, Германия, Польша. Слишком много данных такого рода нам не нужно, именно поэтому запускаем этот инструмент в последнюю очередь.
Вот и всё, все данные у нас в кармане, осталось только их оценить.
Подведем итоги
Время идет и, как и всё вокруг, интернет подвержен изменениям, а вместе с ним изменяются и поисковые системы. Чек-листы которые использовались раньше, основаны на древних технологиях, которые опираются на допотопные алгоритмы поисковых систем. По сути да, что-то из того, что было в тренде 10 лет назад – важно и сейчас. Но для того, чтобы диагностировать основные проблемы и найти точки роста специалиста, нужно использовать набор инструментария, который подходит под современные реалии.
Для того, чтобы определить в чём состоят основные проблемы ресурса и где расположены его точки роста – нужны свежие данные и хороший специалист, который сможет правильно интерпретировать полученную информацию. Какого-то абстрактного универсального инструмента, который сможет сочетать в себе одновременно все эти критерии – не существует, по крайней мере, на сегодняшний день. Однако есть очень много различных инструментов и их аналогов которые смогут предоставить все данные «на блюдечке». Не стойте на месте, ищите новые инструменты, тестируйте и проверяйте различные способы аудита, сейчас самое время, чтобы быть в тренде и правильно использовать и постоянно обновлять набор инструментов.